Трое на троих в ABT: Ратмански и Тарп указывают путь
Сара Лейн в роли Миранды, Марсело Гомес в роли Просперо и Даниил Симкин в роли Ариэля в опере Алексея Ратманского «Буря». (Фото Марти Сола / Американский театр балета)
Самым ожидаемым танцевальным событием осени стала постановка Алексеем Ратманским «Бури» для ABT. В последние годы он был нашим самым интересным хореографом; Пьеса Шекспира - его последнее высказывание - невыразимо красива; и к нему есть замечательная музыка Сибелиуса. Более того, Ратмански наконец-то променял (я надеюсь, навсегда) тех европейских модных дизайнеров, которых использовал в прошлом, и обратился к опытному и блестящему Санто Локвасто для его декораций и костюмов. Результат может оказаться не таким, на что я надеялся, но он близок: это буря, которой стоит насладиться.
Самым поразительным отклонением Ратманского от нормы является его переосмысление изгнанного герцога Миланского Просперо, двигателя драмы, как молодого (иш) и мужественного драматического персонажа, а не обычного пожилого мага. Этого нельзя было сделать для пьесы - сюжет не подходит для молодого Просперо - но для балета он подходит, поскольку делает возможным менее статичный главный герой, чем могильный ученый Шекспира. Марсело Гомеш в этой роли трогателен и сексуален, хотя ему не с кем быть сексуальным. За исключением, пожалуй, его нежного слуги Ариэля в захватывающем исполнении Даниила Симкина, который так же андрогинен, как и не от мира сего, каким должен быть Ариэль. Он невероятно худ в своем обтягивающем белом комбинезоне, его причудливый вид увенчан сияющими красными колючими волосами, и Ратманский изобретательно использует его способность к воздушным движениям, предоставляя ему возможность сыграть самый волнующий отрывок в балете - прощание с хозяином, когда Просперо освобождает его от рабства. Эта роль оправдывает место Симкина в компании.
Одним из серьезных недостатков концепции Ратманского является его неспособность создать Калибана, который действует как достаточно мощная противодействующая сила Ариэлю, недочеловеку, а не сверхчеловеку. У Шекспира отношение Калибана к Просперо так же важно и значимо, как и у Ариэля, но не здесь. Этому Калибану почти нечего делать, кроме как выглядеть неряшливым и кататься по земле; в нем нет ничего злого, он не имеет большого значения, и мы не готовы к эмоциональному финалу, когда он останется один на острове, брошенный хозяином, которого ненавидит. Увы, вместо того, чтобы дать нам большое грозное существо, Ратмански бросил великолепного Германа Корнехо - маленького и живого, впечатляющего скорее своей виртуозностью, чем своей личностью - в роли, которая никоим образом не использует и не признает его великие природные таланты. Без отношений Просперо-Калибан, уравновешивающих отношения Просперо-Ариэля, Буря теряет большую часть своего резонанса.
Все остальное гениально и уместно. Миранда из Сары Лейн - наконец-то вступившая в свои права - и Фердинанд из изысканного Джозефа Горака совершенно правы, и им дали прекрасное па-де-де, которое отражает знаменитую речь Миранды при первой встрече с Фердинандом: «О дивный новый мир, в котором есть такие люди ». Роман Журбин особенно трогателен в роли короля Алонсо, когда он узнает, что Фердинанд, его сын, пропал без вести, а затем снова, когда ему возвращается Фердинанд. В конце концов, «Буря», как и другие поздние романтические комедии Шекспира «Зимняя сказка», «Цимбелин» и «Перикл», - это пьеса о прощении и примирении. Ратманский это правильно понимает. Что касается комического рельефа, пьяных Тринкуло и Стефано, то они здесь не более утомительны, чем в оригинале.
Loquasto отлично справился с декором. Есть большая лодка, потерпевшая кораблекрушение, которая выполняет множество функций, поскольку она перемещается и адаптируется к потребностям сюжета, а костюмы красивы и удобны, хотя я нашел их для «Хор Ветров» чрезмерно сложными с их яркими оттенками бирюзы. и их экстравагантные головные уборы - они отвлекают от изобретательности хореографии. Но это второстепенная претензия к главному достижению Ратманского - «Бурю», которая звучит правдоподобно как дань уважения Шекспиру и как само по себе достижение.
Гала-концерт в честь открытия сезона начался с яркого выступления «Тема с вариациями», который Баланчин создал для ABT в 1947 году и который остается самой важной работой, которую когда-либо заказывала компания. Он известен как образец классицизма, требующий яркой демонстрации балетной техники: танцорам негде спрятаться. Первоначальной ведущей парой были Алисия Алонсо и Игорь Юскевич, два образца силы и стиля, и с тех пор такие технически великолепные балерины, как Гелси Киркланд и Кира Николс, внесли в нее необходимое совершенство. Сегодня в City Ballet нет никого с такими качествами величия, силы и командования, которых он требует, но у ABT есть Джиллиан Мерфи, и мы благодарные бенефициары. Ее выступление в прошлую среду было одновременно возвышенным и ярким. Технические трудности, как мы и ожидали, не представляли для нее проблем, но помимо этого музыкальность, плавность и легкость были восхитительны.
Это был Баланчин, каким он должен быть. Партнер Мерфи, менее опытный Джеймс Уайтсайд, вел себя достойно - печально известная серия двойных воздушных поворотов к колену была чистой (достаточно), и в целом он справился. Однако он не совсем подходящий партнер для Мерфи: их несоответствие в опыте и широте самовыражения очевидно, и ее лучше показывает партнер с более крупным телосложением. Но если она чувствовала себя неполноценной, вы бы не узнали об этом по ее поведению или игре. Как и Кира Николс, она танцовщица Аполлония, настоящая балерина Баланчина и живое сокровище.
Джиллиан Мерфи и Марсело Гомес в «Партите Баха». (Фото Джина Скьявоне / ABT)
Самым ожидаемым танцевальным событием этого сезона должно было стать возрождение партии Баха Твайлы Тарп, совершенно потрясающего балета, впервые увиденного в 1983 году и с тех пор находящегося под угрозой. ABT сумасшедший? Это лучший классический балет со времен смерти Баланчина, которая тоже состоялась в 1983 году. Возможно, совпадение. Ответ Тарпа Баху находится в великолепном духе Концерта Барокко Баланчина: это радостный, почти джазовый Бах, поднимающий настроение, но без сентенции, бесконечно изобретательный, но без суетливости, беззаботный, но временами пронзительный. С первого момента до последнего - а это длинный отрезок - Тарп здесь делает то, что делает Баланчин: она следует правилам, делая их своими собственными. Результат - полный восторг.
Партита Баха большая. Есть три основные пары, 14 полусолистов и 16 в корпусе, и все они напряжены до предела - какой подарок компании артистически амбициозных танцоров! Первой среди почти равных является - неудивительно - Джиллиан Мерфи с ее неподражаемым апломбом и потрясающей техникой. Наблюдайте, как она делает четверной поворот или без усилий балансирует на носке - она образец крутого возбуждения, и ее прекрасно выделяет стойкий и гибкий Марсело Гомеш. Если бы только он был ее партнером в «Теме с вариациями».
Прекрасная Полина Семёнова обладает ясностью и очарованием, которые требует Тарп для своей роли, и Джеймс Уайтсайд - более подходящий партнер для нее, чем он был для Мерфи: он энергичный, способный танцор, но работа над ним все еще продолжается. Что касается третьей балерины, Стеллы Абрера, Тарп предоставил ей карьерную роль. Она слишком долго была на втором уровне кастинга ABT; здесь она динамичная, гламурная, экспансивная; она бы украла шоу, за исключением того, что все крадут шоу. А ее партнер, Кэлвин Роял III, с невероятной досягаемостью рук и ног и счастливым духом, привлекает внимание. Ему нужна полировка, но он в пути.
Среди полусолистов - многие известные танцоры труппы, от Мисти Коупленд, Юрико Каджиа и Люсиана Пэрис до Крейга Салштейна, Блейна Ховена и Джозефа Горака, и все они несут тарпийский бал. (Перед девушками стоит особенно интересная задача: в какой-то момент они меняют костюмы, а затем переключаются обратно.) И снова Санто Локвасто - тактичный и приятный дизайнер костюмов, а освещение Дженнифер Типтон, как всегда, идеально.
В этой работе столько всего происходит, что хочется сразу же ее увидеть (по крайней мере, с этим составом). Хотя здесь полно изобретений, ничто другое не мешает; это урок ясности. И это заставляет меня сожалеть о том, что Тарп не подтолкнула себя дальше или не подтолкнула дальше в этом направлении. Но, по крайней мере, это главное произведение наконец-то возродилось, и аудитория устроила ему настоящую и сердечную овацию - вы всегда можете заметить разницу. Я счастлив за нее, я счастлив за ABT, и я счастлив за нас.
И позвольте отметить радость снова увидеть труппу в Театре Коха после 37-летнего отсутствия. Центр города слишком мал для него, Метрополитен слишком велик для него, но Кох как раз подходит! А Твайла - это Златовласка ABT.
комментариев