Кто самый честный из них всех? У Золушки не хватает сердца, Спящая красавица Согласованность

  • 19-01-2020
  • комментариев

Мария Кочеткова и Джоан Боада в «Золушке». (© Эрик Томассон)

Сказочные боги улыбались на прошлой неделе (когда они не гримасничали), когда, несмотря ни на что, два важных хореографа по вечерам подряд приносили в город свои дерзкие версии двух наших самых любимых сказок. Эти балеты вечны, как и сами сказки? Отнюдь не. Я хочу увидеть их снова? Неа. Есть ли у них добродетели? Они это делают, и это неудивительно, поскольку и Кристофер Уилдон, и Мэтью Борн обладают умом и смелостью. Что тебе еще надо? Что ж …

Уилдон, создавая свою «Золушку» для балета Сан-Франциско и Голландского национального балета, столкнулся с той же проблемой, с которой сталкиваются все балеты «Золушка»: с партитурой. Это Прокофьев, и этого слишком много. (То же самое и с его «Ромео и Джульеттой» - музыки больше, чем нужно, а хореографы должны играть и вампировать.) Лучшая версия - Эштона, представленная в предстоящем весеннем сезоне в ABT, в которой есть восхитительные пассажи и эффективный фарс ( сводные сестры) и последовательна. Но, в конце концов, она побеждена отсутствием удовлетворительного заключения - романтического решения просто нет в музыке. К тому же Золушка фигура не интересная; она - проекция фантазий молодых девушек - с ней что-то случается, но она не действует сама. Чтобы подобрать стеклянную туфлю, не потребуется много усилий. Последняя версия ABT Джеймса Куделки была скучной, унылой, скучнейшей, начиная с первого акта, в котором ничего не происходит, кроме того, что Золушка подметает и подметает. Если повезет, это ушло навсегда.

Уилдон тоже смел - он отбросил многие традиционные дела. Самое главное, он обошел единственное напряжение, которое действительно есть в этой истории, отчаянные моменты на балу, когда часы тикают к полуночи, и Золушка вот-вот будет разоблачена. Напряженная музыка присутствует, но танец на нее не реагирует. Точно так же мы не видим сводных сестер, одетых для бала или проходящих через них учителем танцев. А Золушка, которую в любом случае серьезно не притесняют, защищает и поддерживает не ее крестная фея, а Судьба - четыре стойких нубийца в масках, которые возят ее с собой, когда они не заняты работой по дому. Вот и сбылась женская фантазия!

У нас действительно есть молодой принц Гийом, сначала как простой парень, который возится со своим приятелем Бенджамином, а затем как молодой человек, притворяющийся нищим, и его добрая Золушка прислуживает у костра, пока ее сводная семья скупится. (Они доживут до того, чтобы пожалеть об этом.) В воспоминаниях мы видели, как девочка Золушка поливала землю слезами после того, как увидела смерть своей матери - там пропитанный кровью носовой платок, значит, это туберкулез. И из этой заплаканной земли вырастает могучее дерево, которое возвышается над сценой и которое - в самом блестящем перевороте балета - превращается в карету, которая возит Золушку на бал. (Этот потрясающий эпизод был разработан кукловодом-виртуозом Бэзилом Твистом.)

Итак, принц встретился с Золушкой перед балом, испортив впечатление от того, что они впервые заметили друг друга. Клементине, более милой из двух сестер, разрешен роман с Бенджамином (другая сестра почти не охарактеризована). Отец - человек без качеств. Мачеха напивается, и ее рвет. (Ха, ха.) Эти и другие вариации известного нам рассказа - работа либреттиста, драматурга Крейга Лукаса.

Сила постановки в основном заключается в декорациях и костюмах Джулиана Крауча. Но Уилдон также изобрел несколько очаровательных отрывков для актеров, например, состав претендентов на пропавшую золотую туфлю (не стеклянную туфлю, кто знает почему?), Сидящих в длинном ряду стульев за сценой. Некоторые из танцев для Духов четырех сезонов, которые приходят на помощь Золушке, когда она готовится к балу, интересны и забавны. Уилдон лукаво и нежно склоняет шляпу перед блестящим воспроизведением этих танцев Эштоном. И он веселится (и мы тоже) с иностранными принцессами - русскими, испанскими, балийскими, которых приглашают на бал, чтобы побудить принца выбрать себе жену. Вальсы на балу бодрые, если не очень оригинальные, но как наполнить всю эту бальную музыку?

Остальная часть хореографии, к сожалению, бледна, особенно дуэты между влюбленными - обычный материал, который слишком сильно зависит от экстатических подъемов, проклятия сегодняшних балетов. Должен быть закон. Это оставляет балет без сердца, а танцорам не так уж и интересно танцевать. Первый состав был по-Сан-Франциско солидным и привлекательным, но без острых ощущений. Мария Кочеткова была милой лирической Золушкой, но не настолько индивидуальна, чтобы влюбиться. Принцем была крепкая (возможно, слишком крепкая) старая дежурная из Сан-Франциско Джоан Боада. Фрэнсис Чанг была забавной и привлекательной Клементиной. Тарас Домитро сделал из Бенджамина что-то свежее и привлекательное. Но настоящими звездами были Крауч и Твист - и Кристофер Уилдон, который их развязал. И, конечно же, образцовый дирижер компании Мартин Уэст.

Я ненавидел «Лебединое озеро» Мэтью Борна, когда оно впервые появилось, потом, когда его показали по телевидению, а потом, когда оно вернулось. Не из-за геев и гендерного изгиба - всех этих хриплых парней, таких как неудачливая Королева-Лебедь и ее подруги, - а из-за ребячливой подростковой тоски («О, как я страдаю, потому что никто не понимает мою измученную психику») и Я-непослушный мальчик с удовольствием искажаю великое произведение искусства. Но, по крайней мере, у него была очень заряженная точка зрения. Последний фильм Борна, «Спящая красавица», не имеет никакой точки зрения, кроме его решимости забить. В результате получился не очень провокационный хит, который не столько подрывает великий шедевр Чайковского-Петипа, сколько безобидно возится с ним, прежде чем рухнет в замешательстве и одурманении.

Первая половина - Пролог и Акт первый - рассказывают забавную историю, даже если это не повествование. Крещение малышки Авроры не сопровождается торжеством и праздником; вместо этого шесть добрых фей и злые Карабос роятся в спальне принцессы и дарят свои дары и проклятия наедине. (Отсутствие сцены суда здесь или на свадьбе позволяет сэкономить много денег на танцовщицах и костюмах.) Но до этого был пролог к «Прологу» - в воспоминаниях мы узнаем, почему Карабос так зол. Дело не только в том, что ее не пригласили на Церемонию, но и в том, что именно она произвела на свет ребенка для Короля и Королевы, когда они не смогли произвести его для себя. (Это было в 1890 году, до пробирки.)

Борн дает нам прелестного кукольного ребенка - ребенка с сильной индивидуальностью, который носится по комнате, залезает на занавески, шаливает, но, конечно же, мил. И это та же самая Аврора, которую мы в следующий раз встретим, когда ей будет 21 год на вечеринке по случаю дня рождения: она милая, как пуговица, горстка, хойден, вся пыхтит руками и задорно улыбается и - кто бы мог подумать? - катается в розовых кустах с молодой Лео, Королевский егерь. Поскольку она уже встретила своего мужчину, какой смысл женихам, борющимся за ее руку? Никто не заставит эту шалуну выйти замуж за сэра Райт. Сцена - вечеринка с большим теннисом в разгар эдвардианской эпохи, наполненная ностальгией и забавным изобретением - Петипа встречает аббатство Даунтон.

А потом: проклятие Карабос! Но бедная старая ведьма умерла за кулисами - от передозировки заговора - так что ее может заменить ее сын Карадок, красавчик из ханкленда. Вот и игра с мячом (почти). Он злой, опасный, сексуальный. Неудивительно, что Аврора заворожена. Ее уколола роза (черная, а не красная), ее спасла от смерти (мужчина) Фея Сирени, она засыпает, и занавес падает - но не раньше, чем граф Сирень (обратите внимание на его титул) вонзит свои клыки в шею Льва, так что что он тоже может вернуться через сто лет. Сенсация!

Все это повествование было обработано с легкостью и приятным оттенком, почти позволяя забыть оригинальные сказочные вариации (в их понимании Борн есть остроумие и энергия) и Адажио розы (Марго Фонтейн жила напрасно). Но второй акт - это катастрофа. Теперь все о добре и зле, в основном в режиме дискотеки - Карадок неумолим со своими кружащимися черно-красными эффектами и безжалостным похищением Авроры, которую Лео оживил поцелуем. (Поцелуй Карадока не помог.) Но Сирень под рукой, чтобы спасти положение - если что-то Борну нравится, так это борьба двух парней-мачо, - а Аврора освобождена от чар вопиющей сексуальности Карадока и вернулась туда, где ей принадлежит. в объятиях настоящего голубого, если наивного Льва. Вампирские каперсы забыты, и принцесса и егерь, одетые в сегодняшнюю повседневную демократическую одежду - время пришло - наслаждаются еще одним па-де-де экстатического подъема, в результате которого рождается очаровательный ребенок-марионетка.

Забудьте о глупости этой части сюжета - почему, например, сцена видения, когда Аврора и Лео уже слишком хорошо знают друг друга? Забудьте о клише больших танцевальных номеров и романтических встреч. "Спящая красавица" будет восстановлена гораздо меньше, чем за 100 лет.

Настоящее преступление Борна - это упущение: от того, что создали Чайковский и Петипа, абсолютно ничего не осталось. Но костюмы и декорации потрясающие, некоторые отклонения в сюжете забавны, и многие танцы были хорошими, хотя резвая Аврора Ханны Вассалло слишком напоминала мне Элоизу (с Плазы). Правдоподобным и привлекательным Крисом Тренфилдом был Лео. Карабос и Карадок играли грозный Адам Маскелл. (Это первый раз, когда одинокий исполнитель изображает и мать, и ее сына?) Сильный или слабый, все танцы подчинены концепции: Мэтью Борн больше играет на сцене, чем в хореографе.

Но лучше переваренная Красавица, чем недоваренная Золушка.

комментариев

Добавить комментарий