Сохранение мастера танца: Raison d'être компании Марты Грэм - репертуар Грэма

  • 13-01-2020
  • комментариев

Кэтрин Крокетт в роли женщины-первопроходца в фильме Марты Грэм «Аппалачская весна».

Мерс Каннингем решил, что основанная им компания должна быть закрыта после его смерти, и это произошло. Пол Тейлор, к счастью, все еще с нами, принимает меры к тому, чтобы сохранить свои собственные работы, а также работы других важных хореографов после его ухода. Компания Хосе Лимона по-прежнему с нами, хотя исторически она интереснее, чем художественно. Ранние гиганты современного танца - Айседора Дункан, Рут Сен-Дени - почти не оставили следов своего искусства. И остается Марта Грэм: центральная фигура, великий гений, наряду с Баланчином, один из двух самых значительных танцоров Америки 20-го века. Она тоже собирается исчезнуть? Если нет, как она выживет? А что современные зрители могут оценить ее искусство?

Грэм умер в 1991 году в возрасте 96 лет, выздоровев от тяжелого алкоголизма, длительной госпитализации и попытки самоубийства. Ее неумолимая воля вернула ее к десятилетиям новых танцоров и новых работ, но не к артистическим высотам ее ранних и средних лет. Поздняя Грэм была тенью, если не пародией на ее дни величия. Было больно наблюдать ее упадок, и я, как и многие другие, просто перестал идти. Но труппа, которая выросла из тех печальных дней, все еще с нами, во главе с прекрасной танцовщицей Грэма Джанет Эйлбер, которая пытается сохранить и оживить большую часть репертуара, добавляя к нему работы нынешних хореографов. Это благородное дело, и оно имеет решающее значение, потому что потерять шедевры Марты Грэм было бы художественной трагедией. Но на данный момент это не совсем удачно.

На прошлой неделе в центре города нам предложили один бесспорный шедевр, Appalachian Spring, с его неотразимой партитурой Аарона Копленда и гениально простым декором Исаму Ногучи. С момента его премьеры, в 1944 году, с Грэмом в роли Невесты, ее мужем, Эриком Хокинсом в роли Жениха, Мэй О'Доннелл в роли Первопроходца и Мерс Каннингем в роли Возрожденца (теперь называемого Проповедником), он стал популярным. получил признание как крупная работа. Нынешняя труппа - хорошо отрепетированная, танцующая на полную мощность - сумела, по крайней мере, продемонстрировать силу пьесы. Нет, не было каждой детали, и нет, эти очень хорошие танцоры просто не танцуют с той же эмоциональной силой, которую демонстрировали предыдущие поколения танцоров Грэхема, но они были достаточно сильны - и работа достаточно сильна, - так что молодая женщина со мной, который никогда раньше не видел танцев Грэхема, был тронут до слез. Уже одно это оправдывает усилия.

Но после этого вступил в силу закон убывающей доходности. Другой крупной предлагаемой работой была любопытно сжатая версия вечерней Клитемнестры Грэхема из 1958 года - как это случилось, первая ее работа, которую я когда-либо видел, за неделю до ее премьеры. . Тогда он был подавляющим по своим амбициям, авторитету и удивительному таланту всего состава. Сама Грэм, как обреченная королева, была, конечно, в центре внимания, и она захватывала (она всегда захватывала), но Бертрам Росс, руководитель компании, был глубоко взволнован, когда он в мучениях приближался к неизбежному убийству. его матери; Хелен МакГихи в роли Электры была сплетением ненависти и ярости, когда она подгоняла его; Этель Винтер была восхитительно красивой Хелен; Пол Тейлор был грубым и чувственным Эгисфусом; и так далее. Сложность видения Грэхема, даже несмотря на то, что в нем были долгожители и путаница, соответствовала замыслам трилогии Эсхила «Орестея».

Новая усеченная Клитемнестра («аранжировка Джанет Эйлбер и Линды Ходс») гораздо более прямолинейна, чем оригинал, и, хотя в ней есть эффектные отрывки, это не просто более короткое произведение, а разбавленное. И снова спектакли были скучными по сравнению с оригиналами. Дело не в том, что это плохие танцоры, а в том, что они находятся за пределами своей зоны комфорта из-за пылких объятий Грэма высших страстей; они не знают, как превзойти смертное, чтобы достичь уровня мифа. Нынешней компании только недавно удалось представить всю Клитемнестру в ее двух длинных актах, но, возможно, это уже невозможно по практическим или финансовым причинам, а в будущем это либо то, либо ничего. Я возьму это, так как это, по крайней мере, напоминает нам о достижении Грэма. Но это не настоящая вещь.

Две другие работы Грэма в шоу были запоздалыми, обе несущественные и одна огорчающая. «Весна священная» (1984) - безвкусный кончик шляпы к этой работе, занимающей центральное место в истории искусства ХХ века. В этот момент Грэм была в глубине своего модного периода - пресловутой меховой рекламы Blackglama и сотрудничества с Нуреевым и Фонтейном (это так много для Верховной Жрицы Модерна!) - и она пригласила Халстона для создания того, что оказалось ужасными костюмами. Эйлбер оказал миру услугу, отказавшись от большинства из них. Но она не может скрыть тот факт, что к настоящему времени Грэм каннибализировала и опошляла свои сильные ранние образы, и что почти каждый отрывок был поверхностным и эксплуататорским.

Что касается «Тряпки кленового листа», ее последней работы, которая, по слухам, была придумана многими руками, помимо нее, это своего рода самопародия на тряпки Скотта Джоплина, в которой она (или они) нежно высмеивает некоторых из ее более очевидные мотивы. К примеру, масштабная Кэтрин Крокетт катится по сцене, раскручивая свою огромную белую юбку - мгновенная шутка о давней любви Грэма к ткани. Здесь танцоры могут немного повеселиться, и приятно видеть, насколько они действительно талантливы, когда их не заставляют воплощать мифы. Ллойд Найт, приемлемый, но ничем не примечательный, как проповедник в Аппалачской весне, свободен просто танцевать, и он делает это с радостью и энергией. Суровая правда в том, что сегодняшние американские танцоры не обладают драматизмом от природы, и поэтому их Грэм не может быть полностью эффективным.

Или же их естественные драматические инстинкты отличаются от ее собственных - они нарциссичны. Драмы Грэм всегда были проекциями ее собственного опыта, но она использовала свое драматическое воображение, чтобы рассказать нам, что чувствовали Клитемнестра, Невеста, Медея, Эмили Дикинсон или Бронте, а не для того, чтобы обнажить свою собственную боль. В двух новых заказных работах Эйльбера есть кое-что еще: самодраматизация Евротраша. Новое произведение Начо Дуато, получившее название Depak Ine, продолжило TheRite of Spring в одной программе. Как ни странно, в обеих работах изображены группы молодых полуобнаженных парней, нацеленных на женщину-жертву, которая в обоих случаях одета в комбинезон телесного цвета и в обоих случаях оказывается мертвой. И оба они исполняются в полумраке. Разница в том, что «Депак Ине» настроена на музыку Арсения Йовановича и Джона Талабота, а «Весна священная» - на музыку Стравинского. Вы можете заметить разницу.

Пьеса Дуато бесконечно движущая и конвульсивная, танцоры впадают в неистовство, а публика аплодирует. Девушка лежит неподвижно за кулисами большую часть балета, пока ее не разбудят истерические удары, ее длинные черные волосы закручиваются спиралью, прежде чем снова впасть в коматозное состояние. Начальные отрывки повторяются, и в какой-то ужасный момент я подумал, что все это повторится, но фортуна улыбнулась.

Другая новая работа, «Эхо», подающего надежды греческого хореографа Андониса Фониадакиса, была чуть более терпимой, потому что, казалось, была о чем-то. Бедный Эхо влюблен в Нарцисса, но Нарцисс влюблен в себя или, по крайней мере, в свое отражение в бассейне. Девушка любит мальчика, мальчик любит себя - очень современное явление. Они устраивают грустный секс втроем, пока два Нарцисса не находят друг друга более неотразимыми, чем Эхо, и вместе исчезают в воде. Музыка Жюльена Таррида время от времени транслирует Филипа Гласса, что оживляет. Двух парней великолепно танцевали Ллойд Майор (Нарцисс) и Лоренцо Пагано (Отражение), и они являются вескими доводами в пользу аутоэротизма. Или это веселая любовь? Или самый радикальный вид инцеста: самоинцест? Заброшенное Эхо танцевала очаровательная молодая женщина по имени Пейджу Чиен-Потт, которая также была умирающей героиней Депак Ине. По крайней мере, она не была приговорена к тому, чтобы быть убитой «Избранной» в «Весне священной».

На что мы можем надеяться от компании Эйлбер Марты Грэм? По-видимому, она считает, что они должны выполнять новую работу, чтобы выжить, но каждый может выполнять такую новую работу, и фактически все так и поступают. Смысл их существования - репертуар Грэма, но мы видим проблемы, с которыми они сталкиваются с этим. Я предполагаю, что они будут продолжать импровизировать, даря миру недоброкачественный Грэм, угождая одних, но сбивая с толку других, которые, должно быть, спрашивают себя: «О чем была вся суета?» Но не только Эйльбер виноват в этом. Сегодняшняя публика не более приспособлена к высокой танцевальной драме, чем сегодняшние молодые танцоры.

комментариев

Добавить комментарий