Рассказ о полной тщетности может быть великолепен

  • 10-11-2020
  • комментариев

Вальтрауд Майер в роли Клитемнестры и Нина Стемме в главной роли «Электры» Рихарда Штрауса. Фото Марти Золя / Метрополитен-опера.

«Я была трупом среди живых», - вспоминает героиня «Электры» Рихарда Штрауса в момент своего мимолетного триумфа в конце оперы. В медленной, но в конечном итоге сокрушительной постановке Патриса Шеро этой работы, премьера которой состоялась в четверг вечером, Электра - не единственный труп: ненависть, негодование и террор сделали все сообщество духовно безжизненным.

Опера 1909 года - это перезревшая, обильно оркестрованная фрейдистская вариация классического греческого мифа о мести. Электра одержимо замышляет для своего давно потерянного брата Ореста казнить их мать Клитемнестру за убийство их отца Агамемнона. Однако перед лицом этих чрезмерных эмоций персонажи Шеро кажутся опустошенными. Для них кровавая месть превратилась в утомительную работу, не более гламурную, чем равнодушные подметания и вытирание дворцовых служанок в первой сцене.

Такая манера игры против текста работает блестяще, особенно в сцене, в которой охваченная чувством вины Клитемнестра просит совета у своей угрюмой дочери. Несмотря на экстравагантно жуткую музыку при входе персонажа, Вальтрауд Мейер казалась только слегка раздраженной, ее страдание проявлялось только в крошечном жесте, ломающем руку. Позже, в знаменитом танце мести Электры, Нина Стемме быстро уменьшилась до нескольких случайных судорог, закончившихся кататонией на каменной скамье.

То, что дизайн постановки - ужасное, безымянное индустриальное пространство Ричарда Педуцци и тусклые современные костюмы Каролины де Вивез - перекликались с мрачным видением Шеро, неудивительно. Но в эту мрачную схему вписались и вокальные номера. Темное, зернистое сопрано г-жи Стемме взлетало лишь изредка, в основном сливаясь с оркестром как выражение мрачной решимости. Легкое меццо г-жи Мейер, которым она владела виртуозно, сняло величие мучений Клитемнестры, оставив после себя лишь тупую боль раскаяния.

Несмотря на свой роскошный бас-баритон, Эрик Оуэнс пел с такой сдержанностью, что образ Ореста казался двусмысленным и зловещим. Напротив, жесткие высокие вокальные партии сопрано Адрианны Печонки заставили добродетельную сестру Хриостемис чувствовать себя снисходительно несогласованной с окружавшим ее недомоганием.

Трезвость постановки и выступлений дополнило экзотически великолепное дирижирование Эса-Пекки Салонена, подчеркнувшее множество красочных деталей в оркестровке. Его нетрадиционный бойкий темп совершил чудо, сделав этот очень плотный саундтрек более молодым и свежим.

Над этим проектом нависла еще одна трагедия: смерть Шеро почти два года назад, вскоре после того, как он создал оригинальную версию Elektra для фестиваля в Экс-ан-Провансе. Но посмертная постановка «Метрополитена» светится безмятежной правдой: даже история полной тщетности может быть великолепной, если ее рассказывать с ясностью и страстью Шеро.

комментариев

Добавить комментарий