Не так одиноко на вершине: Джон Туртурро добился больших высот на службе Ибсена

  • 31-12-2020
  • комментариев

Туртурро. (Getty Images)

В Бруклинской музыкальной академии однажды ночью Джон Туртурро взбирался на шпиль. Под тихую барабанную дробь он идет рука об руку вверх по наклонной стене дома, и когда он достигает вершины, он не бьет себя в грудь, как Кинг-Конг.

«Я просто пытаюсь быть осторожно, - сказал он на прошлой неделе.

Его жена и друзья наблюдают снизу, в панике и возбуждении, и публика чувствует то же самое, объединенные на несколько минут в вечном напряжении размышлений о том, человек собирается пасть.

Этот финал «Мастера-строителя» Генрика Ибсена, который открылся 19 мая в БАМе и будет играть там до 9 июня, не совсем такой, как его написал Ибсен. В оригинале главный строитель игры, Халвард Солнесс, взбирается на свою башню за кулисами, его успехи передают те, кто внизу, с захватывающими диалогами вроде: «Он карабкается и карабкается. Теперь он скоро будет на вершине ». В этой урезанной постановке режиссер Андрей Белградер ставит башню на сцену и скрывает от нее худшие из диалогов Ибсена. Пять лет назад в «Финале» БАМа мистера Белграйдера и мистера Туртурро хвалили за неожиданный юмор в Беккете, и здесь они сотворили подобное чудо: вырвали жизнь у одного из самых мрачных драматургов канона. Это мастер-строитель для кишечника, а не для разума.

«Я не знаю, правильно ли мы понимаем, - сказал г-н Туртурро, - но если мы сможем не дать людям заснуть… Андрей не подходит к вещам с очень священной точки зрения. Он не очень любит интеллектуальный театр, начиная с головы до ног. В спектаклях Андрея обычно есть - нравится вам это или нет - какая-то жизнь ».

Итак, что же этот строитель делает на крыше своего дома? В начале 1890-х Солнесс был самым известным дизайнером в стране - исполнительный продюсер БАМа Джозеф В. Мелилло сравнил его с сегодняшними «звездными архитекторами» - но он чувствует, что его талант ускользает. Чтобы доказать, что он все еще есть, он заводит роман с юной поклонницей.

Трюк со шпилем призван произвести на нее впечатление, но это также нечто большее - вызов Богу, попытка делать невозможное. Эти темы, столь же возвышенные, как шпиль строителя, заставили мистера Туртурро сравнить с «Алисой в стране чудес», «Портретом Дориана Грея», «Доктором Джекилом и мистером Хайдом».

«Речь идет о возрасте, это о состояние », - сказал он. «А также о том, как вы остаетесь жизнеспособными с течением времени. Очевидно, это разное для каждого человека - даже для человека, в жизни которого не было никакой трагедии ».

Написанный Ибсеном во время - вы догадались! - романа с юным поклонником, пьеса - это завалены символикой, что делает ее менее похожей на драму о кухонной раковине из «Кукольного домика» и больше похожей на то, что г-н Белградер назвал «сказочными поэтическими» пьесами Ибсена.

«мифы и смерть», - сказал он, - «и я бы сказал, что эти вещи имеют большое влияние на большинство людей. Вот где я пытаюсь это сделать ».

Мистер Белградер, который преподавал г-на Туртурро в Йельском университете и с тех пор часто работал с ним, считает Ибсена великим поэтом, попавшим в ловушку «очень бедных» театральных условностей своего времени. Он сравнивал его с Чеховым, театральность которого часто подавлялась станиславским натурализмом того времени. По его словам, социальный реализм, который правил скандинавским театром в конце 19 века, «имеет определенную ценность, но это не лучший способ помочь Ибсену находить вещи».

«Поэтому я полностью игнорировал сцену. указания относительно декораций, из которых можно было бы сделать тяжелую бесконечную мебель и двери - всевозможные вещи, которые мне неинтересны, - и я стараюсь рассказывать историю. Думаю, вполне правдиво ».

Вместо бесконечной мебели и дверей г-н Белградер поместил своих актеров в вращающуюся стальную скульптуру, которая лишь слегка напоминает дом Солнесса. Построенный Санто Локвасто, который недавно работал с г-ном Белградером и г-ном Туртурро в хваленой критиками постановке Classic Stage Company «Вишневый сад», это место мечтательно - своего рода современный набор, который усиливает действие, а не отвлекает от него. . (Захватывающий взгляд, безупречно фаллический шпиль не появляется до последних моментов пьесы.) Набор, как сказал г-н Белградер, «переносит его в другое место.

« Он воздействует на чувства. Это не что-то интеллектуальное - что, кстати, и другое дело у Ибсена. Если вы останетесь на интеллектуальном или так называемом академическом уровне, это станет скучно ».

Это история, которая нравится мистеру Туртурро, который исполнял сцены из спектакля в Йельском университете и мысленно отмечал ее как что-то, в чем он мог бы сыграть главную роль, когда был бы в подходящем возрасте.Сын строителя, который руководил строительством отелей и жилых комплексов на Манхэттене, г-н Туртурро вырос на строительных площадках и вокруг них. Очарованный «жестокостью этого мира», он использовал его в качестве фона для своего первого написанного и снятого им фильма «Мак».

«Я думаю, есть много замечательных историй о людях, которые строили вещи», он сказал. «Обычно в фильмах все взрывают. Возможно, это слишком дорого, чтобы показать, что что-то строится ».

Для сына этого строителя« Мастер-строитель »- это« цена того, что вы платите за что-то »- проблема, с которой сталкивается каждый художник, и одна из них - он наблюдал, как его отец борется на каждой работе.

«Если ты что-то делаешь, - сказал он, - всегда идет битва, потому что все хотят этого так, как они хотят, что бы это ни было, платье, дом. Все что угодно ».

После успеха« Финала »БАМ был рад позволить г-ну Белградеру поставить свою пьесу так, как он считал нужным. Что касается большинства переводов работ Ибсена, режиссер сказал, что «практически никто так не разговаривает», поэтому первым шагом было найти версию текста, которая была бы легкой для ушей. Они остановились на элегантном идиоматическом переводе Дэвида Эдгара, в котором, по словам г-на Мелилло, «есть разделы, которые я бы назвал поэтическими.

« Я думаю, что в написании нет никакой архаичности ». < / p>

Хотя в тексте мистера Эдгара нет лукавства, есть юмор, большая часть которого исходит из маловероятного источника: эмоционально искалеченной жены Халварда, Алин. В большинстве переводов Алина плоская, слабая и настолько ничего не знает о забавах мужа, что кажется глупой. Но Кэтрин Боровиц работала с г-ном Белграйдером, чтобы очеловечить Алину, наполнив ее болезненным сарказмом, который делает ее смешной и трагичной. Это блестящее выступление, и г-жа Боровиц сделала это возможным, по ее словам, «стараясь не слишком интеллектуально относиться к этому.

« Андрей действительно хорошо умеет находить оригинальные подходы. Он очень порядочный и услужливый, и вы можете рассчитывать на него как на действительно хорошую сексуальную метафору для всего, что он пытается объяснить. Ничего, что можно напечатать ».

Мисс. Боровиц, которая также замужем за г-ном Туртурро, сказала, что ей нравится иметь возможность проводить больше времени со своим мужем, который, когда он не взбирается на шпили, занимается пост-продакшн своего нового фильма Fading Gigolo, в котором он играет вместе с Вуди Алленом.

«Он работал больше, чем когда-либо прежде, - сказала она, - так что я редко его вижу. Когда мы дома, времени не так много, так что приятно иметь возможность занимать одно и то же место, пока мы на работе ».

Хотя он руководил своей женой в фильме« Относительно говоря »2011 года, вечер одного - Действуя на Бродвее, мистер Туртурро уже много лет не выступал вместе с мисс Боровиц. «Это реальное преимущество, - сказал он, - оно дополняет пьесу».

В этой полноте, конечно же, и заключается весь смысл подхода г-на Белградера - счастливая ирония в том, что отбросив реализм Ибсена, он добивается чего-то настоящего.

«Это медвежья пьеса, - сказал г-н Туртурро. «Вам действительно нужно попытаться понять это. И если вы попадете под это, то в этом есть что-то человеческое, даже если оно скручено. Это почти как когда люди смотрят автомобильную аварию. В этой пьесе есть такие элементы, когда все эти люди сталкиваются ».

editorial@observer.com

комментариев

Добавить комментарий