Не смотри на «проклятых», чтобы спастись - это идеальное зеркало нашего морального разложения
Гийом Галлиен и Эльза Лепуавр в фильме «Проклятые». Ян Версвейвельд
Липкая середина лета, страна ссутуливается в ад, и все, что вам нужно, - это эскапизм с кондиционированием воздуха. Извините, Иво ван Хов приехал в город, чтобы втирать наш коллективный шноз в слезы, пиво и кровь выродившейся немецкой семьи, нетерпеливо торгующей своей душой с фашистскими головорезами. Жадность, сексуальная зависимость, шантаж и малодушные оправдания нацистов… нет, здесь нет никакого отношения к делу!
Основанный на знаменитом фильме Лукино Висконти 1969 года, «Проклятые» - это новейшее мультимедийное зрелище, созданное ван Ховом и его партнером-дизайнером Яном Версвейвельдом. В прошлые годы дуэт из Амстердама строил шоу на основе телеигр Джона Кассаветиса, Ингмара Бергмана и Пэдди Чаевски. «Проклятые», созданные в сотрудничестве с легендарной актерской труппой «Комеди-Франсез», премьера которой состоялась в Авиньоне в 2016 году. Действие происходит между 1933 и 1934 годами. Эта история представляет собой трагическую мрачную хронику династии Эссенбеков, владельцев металлургической империи, которая внезапно стала захватывает, когда патриарх Иоахим фон Эссенбек (Дидье Сандре) убит в ночь, когда горит Рейхстаг.
Второй сын Иоахима, тупой офицер СА Константин (Дени Подалидес) рассчитывает взять на себя ответственность, но также и Фридрих (Гийом Галлиен), служащий и любовник бессердечной сестры Константина Софи (Эльза Лепоивр). Затем есть Мартин (Кристоф Монтенез), невротический сын Софи, педофил, которого мать поощряет выполнять семейные обязанности в перетаскивании. Что касается менее ужасных людей в сказке, то есть порядочный Герберт (Лоик Корбери), вице-президент фирмы и его жена Элизабет (Аделина д'Эрми), оба потрясенные возвышением Гитлера и его коричневых рубашек. Хладнокровно манипулирует различными игроками со стороны Ашенбах (Эрик Дженовез), двоюродный брат семьи и рептильный офицер СС. Он хочет, чтобы промышленные ресурсы Эссенбека подготовили Третий рейх к войне.
Рецензируя фильм в 1970 году, жительница Нью-Йорка Полин Кель обычно пренебрегала его историческим аспектом. «Это действительно история о хорошем мальчике, который любит свою злую мать, - писал Кель, - и о том, как она выхолащивает его и делает упадочным - основной роман между матерью и сыном в гомоэротической литературе, одетый в нацистскую одежду». Мало что в этой адаптации сильно усложняет эту оценку, поскольку ни сценарий, ни шикарная опосредованная постановка Ван Хоува не углубляют наше понимание того, почему Мартин так плохо приспособлен. Он андрогинный безумец-растлитель детей в глубоко коррумпированной семье. Тоже, оказывается, образцовый нацист. Выбирая шокирующую тактику и аллегорию, произведение никогда не сталкивается с более сложной правдой: большинство нацистов были совершенно банальными, буржуазными типами. Тем не менее, для европейской и американской политической культуры, заигрывающей с авторитарными правыми, этот вой ужаса имеет свои достоинства.
Зрелый сюжет, череда разборок, предательств и сексуальных надругательств, имеет привкус мыльной оперы, хотя и включает в себя расширенную мужскую оргию с нацистскими офицерами, обнаженными обнаженными, скользящими по длине адского оранжевого пола Версвейвельда. Эта вечеринка с колбасами заканчивается кровавой массовой стрельбой, как на гигантском светодиодном видеоэкране, который доминирует на съемочной площадке, так и перед нами, вживую, когда голый и залитый водой Podalydès получает ведро с красной дрянью в лицо.
Денис Подалидес и Себастьен Баулайнен в проклятом Яне Версвейвельде
Режиссер акцентирует сцены ритуалами смерти, разрушающими четвертую стену: актеры собираются на сцене и смотрят на публику, в то время как каждого недавно убитого персонажа ведут к его или ее гробу справа. Кремированные останки просеиваются в массовую урну. Слева от набора находится ряд закулисных столов для макияжа, чтобы подчеркнуть перформативные аспекты семьи и их быстро меняющегося общества. Операторы бродят по сцене, снимая видео, которое проецируется на экран и иногда накладывается на архивные кадры. Как обычно, дизайн безупречный, и вы уезжаете с образами, запечатленными в памяти: сверкающее серебро обеденного стола, опустившегося на пол; Мартин смазывает и растирает обнаженное тело Софи (в фильме он спит с ней); окровавленный Константин крупным планом, тупо шлепаясь к могиле.
Для поклонников ван Хова высокотехнологичная эстетика, обнаженная кожа и физиологические жидкости будут знакомы, даже если масштаб и интенсивность впечатляют. Но тем, кто еще не является знатоком европейского regietheater («режиссерского театра»), все это может показаться несколько претенциозным, с символическими жестами на носу (Мартин размазывает пеплом свое тело и стреляет из пулемета по аудитории) и невозмутимые роды, прерванные истерическими криками. Для меня уважение и легкое раздражение - совершенно разумные двойные ответы на этот безупречный мировой бренд.
Потому что давайте посмотрим правде в глаза: Ван Хов - это ИКЕА экспериментальных директоров. Он начал с севера и расходился вовне. Как и стеллажи Flysta, его продукция отличается элегантным минимализмом и функциональностью. И, подобно шведскому мебельному гиганту, он породил подражателей по всему миру: Роберт Айк (1984) в Великобритании; Бенедикт Эндрюс (Трамвай «Желание» на складе Святой Анны) из Австралии; и здесь, в Нью-Йорке, Сэм Голд (прошлогодний "Стеклянный зверинец"). Некоторые не могут насытиться им; другие в ужасе разбегаются. На эту работу всегда стоит заглянуть, но ограничения его запатентованной драматургической пескоструйной обработки были проиллюстрированы в его возрождении Артура Миллера в 2015 и 2016 годах. «Вид с моста» был ясным, захватывающим и откровенным, но «Горнило» было фальшивым, беспорядочным и бессвязным. В следующем году он представит нам свою Вестсайдскую историю на Бродвее. Может быть, у него все еще есть сила шокировать; этот щелкающий звук, который вы слышите, - это жемчуг, который переносят от Амстердама до Таймс-сквер.
комментариев